Первая ступень к науке
Организация научно-исследовательской
деятельности обучающихся нашей школы - это составная часть обучения и
воспитания.
Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам
возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Организация научно- исследовательской деятельности обучающихся является одной из приоритетных задач научно - методического совета школы.
Председатель НМС Муфтиева Маулима Садритдиновна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории, возглавляет эту работу первый год.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
· развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
· формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
· даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
· воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
· благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
В структуру НОУ входят 8 предметных секций. Организационная структура научного общества учащихся гимназии выглядит следующим образом:
- |
-обществознание
- иностранный язык |
- естественные науки
- здоровый образ жизни |
- прикладное и художественное творчество
- математика, информатика
- история и культура, краеведение
- филология |
Думаем, читателям интересно знать, с какими темами рефератов, проектов мы работали:
4 декабря 2012 года в школе была проведена НПК по направлениям
- здоровый образ жизни – ученица 1 класса Фазлыева Диана «Вред или польза жевательной резинки» (научный руководитель – учитель начальных классов Ямалтдинова Назия Нургалиевна, 1 квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ)- сертификат участника НПК школьников Управления образования.
- естественные науки – «Зачем ежу яблоки?» ученик 4 класса Насибуллин Тимерьян (научный руководитель – учитель начальных классов Гадельшина Розалия Айратовна, учитель второй квалификационной категории) – сертификат участника Управления образования.
- филология – «Диалект родного края» ученица 6 класса Шарипова Зилия (научный руководитель – Муфтиева Маулима Садритдиновна, высшей квалификационной категории)- 2 место в районной НПК школьников.
«Роль загадок в жизни человека» ученица 8 класса Тимербаева Марьям (научный руководитель – учитель башкирского языка и литературы Зиганшина Тапсиля Мирзануровна, первой квалификационной категории).
- история и краеведение – «История моей семьи в двух Отечественных войнах» ученица 11 класса Ахмадиева Алсу (научный руководитель – учитель истории Ханнанова Альфира Гаязовна, первой квалификационной категории)- участница районного НПК школьников.
1. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ учащихся.
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.
Ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:
Целями являются:
1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;
2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:
1) формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;
2) широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;
2) пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
3) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление — массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления некомфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.