Первая ступень к науке

 Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся нашей школы - это составная часть обучения и воспитания.

 Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам

возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.

Организация научно- исследовательской деятельности обучающихся является одной из приоритетных задач научно - методического совета школы.

Председатель НМС   Муфтиева Маулима Садритдиновна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории,   возглавляет эту работу первый год.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

·         развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки;

·         формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

·         даёт возможность проверить  свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

·         воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

·         благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают  дополнительную научную  информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

 В  структуру НОУ входят 8 предметных секций. Организационная структура научного общества учащихся гимназии выглядит следующим образом:

-

-обществознание

- иностранный язык

          - естественные науки

  •  

- здоровый образ жизни


  •  

- прикладное и художественное творчество

  •  

- математика, информатика


  •  

- история и культура, краеведение


  •  

- филология


 Думаем, читателям интересно знать, с какими темами рефератов, проектов мы работали:

4 декабря 2012 года в школе была проведена НПК по направлениям

- здоровый образ жизниученица 1 класса Фазлыева Диана «Вред или польза жевательной резинки» (научный руководитель – учитель начальных классов Ямалтдинова Назия Нургалиевна, 1 квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ)- сертификат участника НПК школьников Управления образования.

- естественные науки«Зачем ежу яблоки?» ученик 4 класса Насибуллин Тимерьян (научный руководитель – учитель начальных классов Гадельшина Розалия Айратовна, учитель второй квалификационной категории) – сертификат участника Управления образования.

- филология – «Диалект родного края» ученица 6 класса Шарипова Зилия (научный руководитель – Муфтиева Маулима Садритдиновна, высшей квалификационной категории)- 2 место в районной НПК школьников.

«Роль загадок в жизни человека» ученица 8 класса Тимербаева Марьям (научный руководитель – учитель башкирского языка и литературы Зиганшина Тапсиля Мирзануровна, первой квалификационной категории).

- история и краеведение – «История моей семьи в двух Отечественных войнах» ученица 11 класса Ахмадиева Алсу (научный руководитель – учитель истории Ханнанова Альфира Гаязовна, первой квалификационной категории)- участница районного НПК школьников.

 1. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ учащихся.

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.

Ученики получают  дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:

Целями являются:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:

1) формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;

2) широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;

2) пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

3) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.

Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление  групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление  массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления некомфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.